Версия для печати - Подарки в бизнесе - американские традиции
Подарки в бизнесе - американские традиции
Совершенно естественно, что каждый человек, работающий в коллективе, хочет иметь нормальные отношения с сотрудниками. Репортеров агенства CNN заинтересовала проблема: какую роль играют подарки в межличностных отношениях сотрудников? Может ли обмен подарками между сотрудниками как-то поспособствовать улучшению отношений? Есть ли какие-то нормы и правила выбора и вручения подарков от одной компании другой?
Эти и другие вопросы адресованы Энн Хамфрис, президенту компании
ETICON,
профессиональному консультанту по управлению. Как специалист в области
делового этикета, она знает, "что должно быть в подарочной коробке и
как ее развернуть".
Важно знать, почему вы делаете подарок: в благодарность или по
поводу праздника. Иногда подарок может выступать как мирное
предложение. А, возможно, вы просто хотите начать новый год с более
дружеских отношений с коллегой. Но цель или причина,
по которой вы хотите сделать подарок, не должна состоять в том, чтобы
вынудить человека к ответному жесту, сделать его вам чем-то обязанным.
Вот, например, один из наиболее популярных подарков, с которым я
когда-либо сталкивалась, - ананасовое чатни (кисло-сладкая
приправа к мясу). Это - та вещь, которую все любят. Такой подарок ни
к чему не обязывает одариваемого.
Не очень хорошо, если вы дарите подарок, чтобы не чувствовать себя обязанным.
Фактически большинство людей, за исключением чудаков, предпочитают
не получать вообще ничего или в крайнем случае что-то очень маленькое.
Таким образом они избавляются от возможного "подхалимажа" в свой адрес.
Теперь поговорим о том пути, который выбирает компания по отношению к
подаркам внутри коллектива. Одни четко объявляют, что не будет
обменов подарками: "Давайте не делать этого". Остальные компании
выбирают другой вариант.
Как правило, традициями подаркодарения в действительности наслаждаются скорее рядовые работники, нежели руководство. Но в любом случае управляющие высшего звена должны быть внимательны к тому, чего хотят служащие, как они понимают эту проблему.
Отдельный разговор о компаниях, которые посылают подарки другим фирмам.
Одна моя знакомая занимается подарочным сервисом, и она
говорит, что многие компании посылают "групповой подарок" - один
большой подарок, которым может воспользоваться и насладиться каждый
сотрудник.
Частым подарком являются продукты питания. Собирая "съедобную" подарочную корзину, надо учитывать следующие
моменты: каждый сотрудник любит чай или же кофе. Печенье и супы
быстрого приготовления - тоже ходовой товар. Чрезвычайно осторожно нужно подбирать содержимое корзины, предназначенной аллергикам или вегетарианцам. В
хорошем подарочном агенстве составитель корзины обязательно уточнит
такие моменты, чтобы избежать неловких ситуаций.
Большую роль играет упаковка. Плохая, безвкусная
упаковка может испортить первое впечатление от подарка.
Что касается индивидуальных подарков между сотрудниками, то здесь
часто присутствует такой вид подарка, как подарок семье. То есть вы
дарите что-то коллеге и его/ее детям. Например, книга с подписью
детям Мэри: "Дорогие Джейсон и Долли. У вас чудесная мама. Я
считаю, что она замечательный человек. А эта книга - кое-что для вашего
отпуска". Если это не манипуляция или стратегия, а только хорошие
чувства, то это очень хороший вариант.
Вот несколько подарочных идей: билеты в театр или кино, книги,
продовольствие, растения или еще что-нибудь, что они могут
использовать вместе.
Любой подарок должен приводить к благодарности. Никогда нельзя
забывать о волшебном "спасибо". Если вы не можете поблагодарить
человека лично, вышлите ему благодарственную записку или открытку.
Благодарность за маленькие презенты можно выразить по телефону или
послать по электронной почте или факсу.