Мера всех вещей
Вещи составляют столь важную часть нашей жизни, что порой
незаметно и ненавязчиво превращают нас в своих рабов. "Это моя
игрушка! - говорим мы, но с тем же успехом могли бы сказать: "Это моя
Госпожа!"
Индейцы племени квакиутль прекрасно осознавали необходимость
освобождать свой дух от власти вещей. Специально для этого у них
существовал поразительный обряд - потлач. Он сопровождал любое
важное событие в жизни племени - рождение ребенка, брак,
татуирование, похороны.
Два клана усаживались друг против друга и начинали соревнование по
выдариванию или уничтожению дорогих предметов.
Отдавать другу-сопернику лучшее, что у тебя есть, - тоже занятие не
из
легких, но поскольку и он отвечал тебе тем же, затраты как бы
компенсировались. Подлинного апогея обряд достигал, когда начиналось
истребление материальных ценностей. Если один вождь разбивал медный
котел, сжигал кипу одеял или рубил в щепки каноэ , то его соперник
обязан был уничтожить равноценное количество вещей или больше.
Черепки, клочки, ошметки невосстановимо растерзанных сокровищ
предъявляли друг другу как знаки чести.
Вот где проверялась сила духа, твердость характера и вера в то, что
ты не боишься начать строить свой мир заново. Зато победители
покрывали себя славой, большей, чем слава героев войн. Еще бы! На
войне ты уничтожаешь и присваиваешь чужое. А победа над противником в
потлаче - это героическая победа над собой, победа духа над материей,
внутренней свободы над тупым рабством. Неужели это так трудно? Всего-
то навсего - сломать вещь.
Свою вещь.
Николай Гладких, газета "На дне" №7(84), 2000 г.
|